Ст. 17 КЦЗУ от 02.10.2012 № 5403-VI
Кодекс гражданской защиты Украины
Статья 17. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты
1. В систему центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, входят силы гражданской защиты, учебные заведения и научные учреждения, учреждения здравоохранения (медицинские подразделения) (далее - органы и подразделения гражданской защиты) , которые входят в сферу его управления.
2. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты:
1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью единой государственной системы гражданской защиты;
2) формирует проекты планов в сфере гражданской защиты государственного уровня в мирное время и особый период и представляет их на рассмотрение Кабинета Министров Украины, организует планирование мероприятий гражданской защиты центральными и местными органами исполнительной власти;
3) проводит подготовку органов управления функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы гражданской защиты и их звеньев;
4) осуществляет оповещение и информирование центральных и местных органов исполнительной власти об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляет методическое руководство по созданию и надлежащего функционирования систем оповещения гражданской защиты различных уровней;
5) привлекает подразделения поисково-спасательных сил и аварийно-спасательных служб центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и координирует их деятельность во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций государственного и регионального уровней, организует проведение поисково-спасательных работ и осуществляет контроль за их проведением;
6) обеспечивает тушение пожаров, спасение людей и оказание помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других некоторых видов опасных событий, представляющих угрозу жизни или здоровью населения или приводит к задаче материального ущерба;
7) организовывать и обеспечивать охрану от пожаров предприятий, учреждений, организаций и других объектов на основании договоров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
8) осуществляет организацию авиационного поиска и спасания воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, координирует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ авиационными силами и средствами центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
9) участвует в работе комиссий по расследованию авиационных происшествий;
10) осуществляет непосредственное управление мероприятиями по переводу единой государственной системы гражданской защиты из режима функционирования в мирное время на функционирование в условиях особого периода;
11) участвует в разработке мобилизационного плана государства;
12) разворачивает при проведении мобилизации специальные формирования, предназначенные для выполнения отдельных задач гражданской защиты городов, отнесенных к группам гражданской защиты и субъектов хозяйствования, отнесенных к категориям гражданской защиты;
13) ведет учет лиц, проходящих службу гражданской защиты, а также тех, которые заключили контракт о пребывании в резерве службы гражданской защиты;
14) определяет потребность в финансовых и материально-технических ресурсах органов и подразделений гражданской защиты для выполнения ими задач особого периода и в случае проведения целевой мобилизации, подает соответствующие предложения в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического и социального развития;
15) осуществляет координацию, организацию и методическое руководство по определению состояния готовности функциональных и территориальных подсистем к решению задач гражданской защиты в мирное время и в особый период;
16) формирует и реализует мероприятия государственной политики по созданию, содержанию и реконструкции фонда защитных сооружений гражданской защиты, ведение их учета;
17) формирует и реализует мероприятия государственной политики по внедрению инженерно-технических мероприятий гражданской защиты, обеспечивает нормативно-правовое регулирование в этой сфере, осуществляет работу по отнесению населенных пунктов и объектов национальной экономики в группы (категории) по гражданской защите, выполняет функции по нормирования в строительстве о мерах гражданской защиты при проектировании и строительстве;
18) формирует и реализует мероприятия государственной политики в сфере радиационной и химической защиты, координирует и контролирует осуществление мероприятий по защите населения и территорий при возникновении радиационных аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с утечкой (выбросом) опасных химических веществ, устанавливает требования для средств радиационной и химической защиты населения и аварийно-спасательных формирований;
19) осуществляет прогнозирование совместно с центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, определяет показатели риска и осуществляет районирование территории Украины относительно риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
20) осуществляет реализацию государственной политики в отношении мер по эвакуации населения, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, субъектов хозяйствования по этим вопросам;
21) обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию государственной политики по вопросам медицинского и биологической защиты населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
22) осуществляет ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации (очага поражения) пострадавшим и спасателям, мероприятия по медицинскому обеспечению (лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, медицинское снабжение и санаторно-курортное лечение) лиц рядового и начальствующего состава, ветеранов службы гражданской защиты (войны) и членов их семей;
23) выдает экспертные заключения об уровне чрезвычайной ситуации, ведет их учет;
24) обеспечивает выполнение мероприятий по минимизации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с технологическими террористическими проявлениями и другими видами террористической деятельности во время проведения антитеррористических операций, проводит просветительскую и практически учебную работу с целью подготовки населения к действиям в условиях совершения террористического акта;
25) выполняет пиротехнические работы, связанные с обезвреживанием взрывоопасных предметов, оставшихся на территории Украины после войн, современных боеприпасов и подрывных средств (кроме взрывчатых устройств, используемых в целях), кроме территорий, которые предоставлены для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военных учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, утверждает порядок организации таких работ и порядок взаимодействия при их выполнении;
26) утверждает устав действий в чрезвычайных ситуациях органов управления и подразделений оперативно-спасательной службы гражданской защиты;
27) утверждает порядок организации внутренней, гарнизонной и караульной служб в подчиненных органах и подразделениях;
28) осуществляет аттестацию и сертификацию аварийно-спасательных служб и спасателей;
29) осуществляет контроль за готовностью авиационных сил и средств поиска и спасания к проведению поиска и спасения, за организацией поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов авиации центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
30) вносит в соответствующие органы предложения о прекращении полетов в случае нарушения требований нормативных документов по вопросам поисково-спасательного обеспечения к устранению недостатков;
31) утверждает порядок организации использования авиационных сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории Украины;
32) проводит экспертизы чрезвычайных ситуаций и определяет их уровне;
33) утверждает общегосударственные правила техногенной и пожарной безопасности, а также требования, инструкции и методики, другие нормативно-правовые акты в сфере техногенной и пожарной безопасности, обязательные для всех предприятий, учреждений, организаций;
34) осуществляет нормативно-правовое регулирование относительно порядка организации и осуществления государственного надзора в сферах пожарной и техногенной безопасности, праздно-регистрационной деятельности, оформлению материалов об административных правонарушениях, порядка и условий применения мер;
35) утверждает перечень критериев, по которым проводится разграничение категорий зон радиоактивно загрязненных территорий;
36) утверждает ведомственные нормы и правила физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения;
37) осуществляет выполнение актов Верховной Рады Украины, Президента Украины о предоставлении Украине гуманитарной помощи другим государствам, в том числе организует закупку услуг по загрузке, вывоза и складирования грузов, осуществляет их сопровождение к месту назначения и передачу получателям гуманитарной помощи;
38) утверждает перечень центров медико-психологической реабилитации, порядок прохождения медико-психологической реабилитации, положения о медико-психологической реабилитации и соответствие санаторно-курортных учреждений требованиям медико-психологической реабилитации;
{Пункт 39 части второй статьи 17 исключен на основании Закона № 353-VII от 20.06.2013}
{Пункт 40 части второй статьи 17 исключен на основании Закона № 353-VII от 20.06.2013}
{Пункт 41 части второй статьи 17 исключен на основании Закона № 353-VII от 20.06.2013}
42) определяет основные направления развития ведомственной науки, выступает заказчиком научных работ, участвует в проведении прикладных научно-исследовательских работ по всестороннему развитию направлений своей ответственности, разрабатывает и утверждает отраслевые стандарты по вопросам гражданской защиты, спасательного дела и гидрометеорологической деятельности;
43) организует и определяет порядок проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты;
44) организует обучение по вопросам гражданской защиты должностных лиц центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и субъектов хозяйствования, организует разработку, рассматривает и утверждает программы по обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях, организует и контролирует их выполнение;
45) устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты;
46) осуществляет функции по организации и учебно-методического обеспечения обучения (повышения квалификации по целевому назначению) руководящих кадров и специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, на которых распространяется действие законов в сфере гражданской защиты, утверждает учебные планы и программы последипломного профессионального образования;
47) утверждает учебные программы переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров сферы гражданской защиты;
48) утверждает типовое положение о территориальных курсы, учебно-методические центры гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности;
49) утверждает образовательно-профессиональные программы подготовки магистров для профессиональной деятельности на государственной службе в сфере гражданской защиты в рамках направления подготовки "Государственное управление";
50) участвует в формировании государственного оборонного заказа;
51) осуществляет реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль за ее сохранением в аппарате центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, территориальных органах, специальных формированиях и подразделениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относятся к сфере его управления;
52) осуществляет международное сотрудничество в сфере гражданской защиты;
53) создает и ведет Государственный реестр потенциально опасных объектов;
54) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Украины.