Укр  Рус

Ваш гид в законодательстве Украины


Печать

Ст. ЗУ О депозитарной системе Украины от 06.07.2012 № 5178-VI


Утратил силу

Действующий аналог

О депозитарной системе Украины


О О депозитарной системе Украины
Заключительные и переходные положения

раздел VI
Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через двенадцать месяцев со дня его опубликования, кроме раздела II настоящего Закона, абзацев второго - девятого подпункта 9, абзацев сорок шестой - сто тринадцатой подпункта 16 пункта 4 части образования Центрального депозитария, Расчетного центра и депозитарных учреждений и пунктов 5-10 настоящего раздела, которые вступают в силу со дня опубликования настоящего Закона, а также кроме абзацев девятого - девятнадцатого подпункта 2, абзацев пятого и шестого подпункта 10 и подпункта 13 пункта 4 настоящего раздела, которые вступают ч нности с 1 января 2013 года.

2. До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом законы и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Закон Украины "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г.., № 15, ст. 67; 2003г., № 36, ст. 277; 2004, № 2, ст. 6, № 38, ст. 474, ст. 475; 2005г., № 42, ст. 465, № 48, ст. 481; 2006г., № 22, ст. 199; 2007 , № 33, ст. 440; 2008, № 50-51, ст. 384; 2010, № 38, ст. 505; 2012, № 7, ст. 53) теряет силу через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

4. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) первое предложение части первой статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28 декабря 1960 после слов "Законом Украины" О банках и банковской деятельности "дополнить словами" требовать от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информацию, содержащуюся в системе депозитарного учета ценных бумаг, в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О депозитарной системе Украины";

2) В Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г.., Приложение к № 51, ст. 1122):

статьи 163-6 и 163-10 изложить в следующей редакции:

"Статья 163-6. Непредставление документов, представление которых предусмотрено законодательством о депозитарной системе Украины

Непредоставление должностным лицом депозитарного учреждения депоненту выписки со счета в ценных бумагах или других документов, предоставление которых предусмотрено законодательством о депозитарной системе Украины, -

влечет наложение штрафа от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан ";

"Статья 163-10. Нарушение порядка внесения изменений в систему депозитарного учета ценных бумаг

Нарушение должностным лицом Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины или депозитарного учреждения порядке осуществления депозитарной деятельности, которое привело к потере информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, а также уклонение от внесения изменений или внесение заведомо недостоверных изменений в систему депозитарного учета -

влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан ";

дополнить статьей 166-20 следующего содержания:

"Статья 166-20. Нарушение законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины относительно осуществления отслеживания платежных систем и систем расчетов (далее - платежные системы)

Непредставление, несвоевременное представление или представление заведомо недостоверной информации по вопросам деятельности платежных систем Национальном банке Украины, если предоставление такой информации предусмотрено законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, -

влечет наложение на должностных лиц юридических лиц, являющихся объектами отслеживания, штрафа от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Уклонение лиц, являющихся объектами отслеживания, от проверки, невыполнение требований Национального банка Украины относительно устранения нарушений законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины -

влечет наложение на должностных лиц юридических лиц, являющихся объектами отслеживания, штрафа от трехсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Предоставление услуг платежной системы в Украине без регистрации платежной системы в порядке, установленном законами и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, -

влечет наложение на должностных лиц юридических лиц, оказывающих услуги платежной системы, штрафа от четырехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Примечание. Термин "отслеживание" употребляется в значении, определенном Законом Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине";

часть первую статьи 234-3 дополнить словами "нарушением законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины относительно осуществления отслеживания платежных систем (статья 166-20)";

3) в Хозяйственном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 18-22, ст. 144):

в статье 163:

абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

"Ценной бумагой является документ установленной формы с соответствующими реквизитами, удостоверяющий денежное или другое имущественное право, определяет взаимоотношения эмитента ценной бумаги (лица, выдавшего ценную бумагу) и лица, имеющего права на ценную бумагу, и предусматривает выполнение обязательств по такому ценной бумагой, а также возможность передачи прав на ценную бумагу и прав по ценной бумаге другим лицам ";

часть третью исключить;

часть девятую статьи 164 исключить;

часть третью статьи 360 исключить;

4) в Гражданском кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г.., №№ 40-44, ст. 356):

в статье 194:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Ценной бумагой является документ установленной формы с соответствующими реквизитами, удостоверяющий денежное или другое имущественное право, определяет взаимоотношения эмитента ценной бумаги (лица, выдавшего ценную бумагу) и лица, имеющего права на ценную бумагу, и предусматривает выполнение обязательств по такому ценной бумагой, а также возможность передачи прав на ценную бумагу и прав по ценной бумаге другим лицам ";

часть вторую исключить;

часть третью статьи 195 исключить;

статью 197 изложить в следующей редакции:

"Статья 197. Права на ценную бумагу и права по ценной бумаге

1. К лицу, которое приобрело право на ценную бумагу, одновременно переходят в совокупности все права, которые им заверяются (права по ценной бумаге).

2. Ценные бумаги по форме выпуска могут быть на предъявителя, именные или ордерные.

Права на ценную бумагу и права по ценной бумаге, существующих в документарной форме, относятся:

1) предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);

2) лицу, указанному в ценной бумаге (именная ценная бумага);

3) лицу, указанному в ценной бумаге, которая может сама реализовать такие права или назначить своим приказом другое уполномоченное лицо (ордерная ценная бумага) ";

статью 389 после слов "на предъявителя" дополнить словами "существуют в документарной форме";

дополнить статью 537 новой частью следующего содержания:

"3. Порядок внесения ценных бумаг, имеющихся в бездокументарной форме, в депозит нотариуса (нотариальной конторы) устанавливается законодательством о депозитарной системе Украины.

Внесение на депозит нотариуса ценных бумаг, имеющихся в документарной форме, осуществляется путем вручения нотариусу сертификата таких ценных бумаг ";

статью 598 дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Особенности прекращения обязательств по договорам купли-продажи ценных бумаг, заключенных на фондовой бирже, устанавливаются законодательством";

{Подпункт 5 пункта 4 раздела VI утратил силу на основании Закона № 580-VIII от 02.07.2015}

{Подпункт 6 пункта 4 раздела VI утратил силу на основании Закона № 1697-VII от 14.10.2014}

7) пункт 3 части первой статьи 25 Закона Украины "О Службе безопасности Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г.., № 27, ст. 382; 2002, № 17, ст. 117) дополнить предложением следующего содержания: " получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О депозитарной системе Украины";

8) пункт "б" части второй статьи 12 Закона Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г.., № 35, ст. 358; 2002, № 17, ст. 117 ; 2003г., № 27, ст. 209; 2011, № 23, ст. 160) после второго предложения дополнить предложением следующего содержания: "Получение от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины "О депозитарной сист ему Украины ";

9) в Законе Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1996 г.., № 51, ст. 292 с последующими изменениями):

в статье 4:

пункты 7-9 и 11 части первой изложить в следующей редакции:

"7) депозитарная деятельность депозитарного учреждения - деятельность по депозитарного учета и обслуживания размещения, обращения ценных бумаг и операций эмитента относительно размещенных им ценных бумаг на счетах в ценных бумагах ее депонентов;

8) деятельность по хранению активов институтов совместного инвестирования - деятельность по хранению активов институтов совместного инвестирования (документов, подтверждающих право собственности на активы институтов общего инвестирования), обслуживание операций институтов совместного инвестирования и осуществления контроля за их деятельностью в случаях и порядке, которые определены законом ;

9) деятельность по хранению активов пенсионных фондов - деятельность по обслуживанию пенсионного фонда в соответствии с Законом Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении";

"11) клиринговая деятельность - деятельность по определению обязательств, подлежащих исполнению по сделкам с ценными бумагами и других финансовых инструментов, подготовка документов (информации) для проведения расчетов, а также создание системы гарантий по выполнению обязательств по сделкам с ценными бумагами и других финансовых инструментов ";

пункты 9 и 11 части второй статьи 7 изложить в следующей редакции:

"9) устанавливает порядок и выдает лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, а также аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах";

"11) устанавливает по согласованию с Национальным банком Украины особенности выдачи банкам лицензий на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, а также особенности деятельности Национального банка Украины на рынке ценных бумаг";

в части первой статьи 11:

пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9) нарушение Центральным депозитарием ценных бумаг или депозитарным учреждением порядке осуществления депозитарной деятельности, что привело к потере информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, а также уклонение от внесения изменений или внесение заведомо недостоверных изменений в систему депозитарного учета -

в размере от пяти до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

За те же действия, совершенные повторно в течение года, -

в размере от десяти до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан ";

пункт 10 исключить;

после абзаца пятьдесят пятой дополнить четырьмя новыми абзацами следующего содержания:

"17) непредставление депозитарным учреждением депоненту выписки со счета в ценных бумагах или иных документов, представление которых предусмотрено законодательством о депозитарной системе Украины, -

в размере до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

За те же действия, совершенные повторно в течение года, -

в размере от тысячи до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан ".

В связи с этим абзацы пятьдесят шестой - пятьдесят восьмой считать соответственно абзацами шестидесятым - шестьдесят второй;

дополнить статьями 11-1 и 11-2 следующего содержания:

"Статья 11-1. Назначение временного администратора профессионального участника депозитарной системы Украины

1. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку имеет право принять решение о назначении временного администратора профессионального участника депозитарной системы Украины в случае:

1) двух или более нарушений профессиональным участником депозитарной системы Украины законных требований Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку;

2) уменьшение размера собственного капитала профессионального участника депозитарной системы Украины на 30 процентов в течение последних шести месяцев

3) если профессиональный участник депозитарной системы Украины в течение пяти рабочих дней не выполняет 10 и более процентов обязательств, срок исполнения которых наступил;

4) ареста или вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении должностных лиц профессионального участника депозитарной системы Украины;

5) совершение профессиональным участником депозитарной системы Украины действий по сокрытию счетов, каких-либо активов, реестров, отчетов и других документов;

6) необоснованного отказа профессионального участника депозитарной системы Украины в предоставлении документов или информации, предусмотренных законом, уполномоченным лицам Комиссии;

7) наличия публичного конфликта среди должностных лиц профессионального участника депозитарной системы Украины;

8) представление наблюдательным советом или правлением профессионального участника депозитарной системы Украины ходатайство о назначении временной администрации;

9) наличие признаков финансовой нестабильности в соответствии с критериями, определенными Комиссией;

10) нарушение законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов;

11) невыполнение требований закона о раскрытии сведений о владельцах существенного участия в профессиональном участнике депозитарной системы Украины в объеме, определенном Комиссией.

Указанное решение может быть принято Комиссией также в других случаях, предусмотренных законом или нормативно-правовыми актами Комиссии.

2. Информация о назначении временного администратора размещается в день его назначения на официальном сайте Комиссии и публикуется в течение трех дней в газете "Урядовый курьер" или "Голос Украины".

3. Решение о назначении временного администратора профессионального участника депозитарной системы Украины - банка принимается Национальным банком Украины по представлению Комиссии.

Статья 11-2. Временный администратор профессионального участника депозитарной системы Украины

1. Временным администратором профессионального участника депозитарной системы Украины может быть:

независимый эксперт (по договору)

работник Комиссии.

Временным администратором может быть только лицо, имеющее высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, полное высшее экономическое или юридическое образование, сертификат на право осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами в Украине и опыт работы, необходимый для выполнения функций временного администратора, в соответствии с требований, установленных Комиссией.

Комиссия имеет право в любой момент отстранить временного администратора от исполнения обязанностей в случае несоответствия его деятельности установленным требованиям.

При назначении временным администратором независимого эксперта между ним и Комиссией заключается договор, типовая форма которого утверждается Комиссией.

Оплата труда временного администратора - независимого эксперта, а также специалистов, привлеченных временным администратором для обеспечения осуществления своих полномочий, проводится согласно заключенным с ними договорам за счет средств профессионального участника фондового рынка.

2. Временным администратором не может быть лицо, которое:

1) является кредитором, связанным лицом или акционером (участником) профессионального участника депозитарной системы Украины. Требования этого пункта в части связанной лица акционера (участника) профессионального участника депозитарной системы Украины не распространяются на работника Комиссии;

2) имеет судимость, не погашенную и не снятую в установленном законом порядке, или является обвиняемой по уголовному делу.

3. Временный администратор не имеет права:

1) принимать прямо или косвенно любые услуги, подарки и другие ценности от лиц, заинтересованных в совершении каких-либо действий, связанных с назначением временного администратора;

2) использовать или разрешать использовать имущество, которое временный администратор имеет право контролировать, в своих интересах или в интересах третьих лиц;

3) разглашать информацию о профессиональной деятельности профессионального участника депозитарной системы Украины, если это не связано с выполнением полномочий временного администратора.

4. Невыполнение или ненадлежащее исполнение временным администратором своих полномочий, что нанесло ущерб профессиональному участнику депозитарной системы Украины или другим участникам рынка ценных бумаг, является основанием для прекращения исполнения им обязанностей и возмещения за его счет в полном объеме нанесенного ущерба.

5. С даты принятия Комиссией решения о назначении временного администратора полномочия органов профессионального участника депозитарной системы Украины переходят временному администратору.

С даты принятия Комиссией решения о прекращении полномочий временного администратора профессионального участника депозитарной системы Украины возобновляются полномочия органов профессионального участника депозитарной системы Украины.

Совершенные должностным лицом профессионального участника депозитарной системы Украины после назначения временного администратора сделки от имени или в интересах этого профессионального участника депозитарной системы Украины являются ничтожными.

6. Временный администратор прекращает свою деятельность со дня принятия Комиссией решения о его отстранении от исполнения обязанностей ";

10) в Законе Украины "О Национальном банке Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г.., № 29, ст. 238 с последующими изменениями):

статью 7 дополнить пунктами 22-1, 22-2, 25 и 26 следующего содержания:

"22-1) осуществляет в соответствии с компетенцией полномочия в сфере депозитарного учета;

22-2) обеспечивает учет и хранение переданных ему ценных бумаг и других ценностей, что конфискованные (арестованы) в пользу государства и / или таких, которые признаны бесхозными, для чего может открывать счета в ценных бумагах в депозитарных учреждениях ";

"25) ведет реестр платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры;

26) осуществляет отслеживание платежных систем и систем расчетов ";

пункт 3 статьи 15 дополнить словами "определяет перечень функций по управлению деятельностью собственного корпоративного негосударственного пенсионного фонда, а также порядок осуществления таких функций";

статью 40 дополнить частью третьей следующего содержания:

"Национальный банк Украины определяет порядок обмена информационными сообщениями и клиринга по операциям, осуществленным в пределах Украины";

в части первой статьи 42:

пункт 9 исключить;

дополнить пунктами 17-20 следующего содержания:

"17) непосредственно взаимодействует с Центральным депозитарием ценных бумаг для обеспечения своих операций с ценными бумагами;

18) устанавливает прямые корреспондентские отношения с международными депозитариями с целью осуществления функций денежно-кредитной политики и управления государственным долгом с целью депонирования облигаций внешнего государственного займа в иностранных депозитариях;

19) обеспечивает осуществление клиринга и расчетов по сделкам на финансовых рынках путем участия в создании и регулировании деятельности Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках, в том числе из-за возможности поддержания его ликвидности в порядке, определенном Национальным банком Украины;

20) ведет информационную базу относительно договоров, заключаемых на финансовом рынке, в порядке, определенном Национальным банком Украины ";

пункт 1 части первой статьи 71 дополнить словами "кроме предусмотренных законом случаев";

11) часть четвертую статьи 47 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г.., № 5-6, ст. 30; 2011, № 36, ст. 362) изложить в следующей редакции:

"Банковские услуги разрешается предоставлять исключительно банка. Центральный депозитарий ценных бумаг и Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках имеют право осуществлять отдельные банковские операции на основании лицензии на осуществление отдельных банковских операций, выдается в установленном Национальным банком Украины порядке";

12) в Законе Украины "Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г.., № 21, ст. 103; 2009, № 16, ст. 218):

часть шестую статьи 11 после слова "хранителем" дополнить словами "о сохранении активов корпоративного инвестиционного фонда";

в части седьмой статьи 25 слова "ведением реестра владельцев инвестиционных сертификатов" исключить;

в абзаце третьем части пятой статьи 27 слова "депозитарной деятельности" заменить словами "деятельности по хранению активов институтов совместного инвестирования";

в части третьей статьи 44 слова "его регистрации в реестре владельцев именных ценных бумаг ИСИ или зачисления именных ценных бумаг ИСИ на счет владельца у хранителя" заменить словами "зачисления на счет в ценных бумагах владельца прав на соответствующее количество ценных бумаг ИСИ";

название раздела VIII изложить в следующей редакции:

"Раздел VIII
ХРАНЕНИЕ АКТИВОВ ИСИ. УЧЕТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ ИСИ ";

в статье 50:

первое предложение части первой изложить в следующей редакции:

"Права на активы ИСИ, в том числе венчурных, в форме эмиссионных ценных бумаг должны учитываться на счете в ценных бумагах в депозитарном учреждении, которое осуществляет хранение активов такого ИСИ";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Хранителем активов ИСИ может быть депозитарное учреждение, получившее лицензию на осуществление деятельности по хранению активов институтов совместного инвестирования. Для получения лицензии на осуществление деятельности по хранению активов институтов совместного инвестирования депозитарное учреждение должно иметь оплаченный средствами уставный капитал в размере не менее 25000000 гривен ";

статью 54 изложить в следующей редакции:

"Статья 54. Учет владельцев ценных бумаг ИСИ

Учет владельцев ценных бумаг ИСИ ведется в соответствии с законодательством о депозитарной системе Украины ";

в частях второй и пятой статьи 55 слова "законодательство о Национальной депозитарной системе Украины" во всех падежах заменить словами "законодательство о депозитарной системе Украины" в соответствующем падеже;

в статье 57 слова "хранителями и регистраторами владельцев именных ценных бумаг ИСИ" заменить словами "и хранителями";

в тексте Закона слово "регистратор" во всех падежах и числах исключить;

13) в Законе Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г.., № 29, ст. 137; 2005г., № 1, ст. 23):

статью 1 дополнить пунктами 1.45 и 1.46 следующего содержания:

"1.45) международные стандарты отслеживания платежных систем - документы, принятые Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Техническим комитетом Международной организации комиссий по ценным бумагам, определяющих стандарты отслеживания платежных систем и систем расчетов;

1.46) отслеживание платежных систем - деятельность Национального банка Украины с целью обеспечения непрерывного, надежного и эффективного функционирования платежных систем, которая включает:

мониторинг платежных систем;

оценки их соответствия требованиям законодательства Украины и международным стандартам отслеживания платежных систем;

в случае необходимости предоставления указаний и рекомендаций по совершенствованию деятельности соответствующих систем и применения мер воздействия ";

статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Системы электронных платежей Национального банка Украины

11.1. Национальный банк Украины имеет право создавать системы межбанковских расчетов, системы розничных платежей и другие виды платежных систем. Национальный банк Украины обеспечивает непрерывное, надежное и эффективное функционирование и развитие созданных им платежных систем.

11.2. Созданные Национальным банком Украины платежные системы являются государственными платежными системами.

11.3. Национальный банк Украины является платежной организацией и расчетным банком для созданных им платежных систем.

Отношения между платежной организацией и участниками созданных Национальным банком Украины платежных систем регулируются договорами.

11.4. Для проведения переводов через систему межбанковских расчетов Национального банка Украины банки-резиденты, Государственная казначейская служба Украины, Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках открывают счета в Национальном банке Украины.

11.5. Порядок функционирования созданных Национальным банком Украины платежных систем, прием и исключение из них участников, проведение перевода с их помощью и другие вопросы, связанные с их деятельностью, определяются Национальным банком Украины ";

название раздела IX и статью 41 изложить в следующей редакции:

"Раздел IX
ОТСЛЕЖИВАНИЕ платежных систем и систем расчетов и контроль за осуществлением перевода

Статья 41. Осуществление отслеживания платежных систем и систем расчетов

41.1. Национальный банк Украины осуществляет отслеживание платежных систем и систем расчетов (далее - отслеживание платежных систем) в части их деятельности в Украине в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "О Национальном банке Украины" и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

41.2. Объектами отслеживания платежных систем платежные организации платежных систем, клиринговые и процессинговые учреждения, участники платежных систем, другие лица, уполномоченные предоставлять отдельные виды услуг или осуществлять операционные и другие технологические функции в платежных системах.

41.3. Национальный банк Украины имеет право устанавливать такие категории важности платежных систем: системно важные, важные и социально значимые платежные системы, а также требования к таким системам. Критериями определения важности платежных систем объемы операций и виды услуг, предоставляемых платежными системами.

Национальный банк Украины осуществляет оценки системно важных платежных систем, важных платежных систем и социально важных платежных систем на соответствие требованиям законодательства Украины и международным стандартам отслеживания платежных систем для минимизации рисков, присущих платежным системам.

41.4. Порядок осуществления отслеживания платежных систем определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

41.5. Национальный банк Украины имеет право бесплатно получать информацию по вопросам деятельности платежных систем от объектов отслеживания и проводить их проверки в порядке и в сроки, установленные нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

41.6. Национальный банк Украины имеет право требовать от объектов отслеживания устранении нарушений законодательства Украины по вопросам деятельности платежных систем, а также применять к ним такие меры воздействия:

проведение переговоров с лицами, являющимися объектами отслеживания, о необходимости приведения их деятельности в соответствие с установленными требованиями;

письменное предостережение по устранению нарушений;

ограничения, приостановления или прекращения предоставления отдельных видов услуг в платежных системах в Украине;

наложение штрафов на должностных лиц юридических лиц или физических лиц - предпринимателей, которые являются объектами отслеживания, в порядке, установленном законодательством Украины;

исключения платежной системы / участника платежной системы / оператора услуг платежной инфраструктуры из реестра платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры;

запрет осуществления деятельности в Украине.

41.7. Должностные лица юридических лиц или физические лица - предприниматели, являющиеся объектами отслеживания, за нарушение законодательства Украины по вопросам деятельности платежных систем несут административную ответственность в соответствии с законодательством Украины.

41.8. Национальный банк Украины для осуществления отслеживания платежных систем сотрудничает с органами государственной власти Украины, центральными банками других государств и международными организациями ";

14) в Законе Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., № 47-48, ст. 372; 2012, № 12-13, ст. 82):

в части первой статьи 1 понятие "хранитель пенсионного фонда" изложить в следующей редакции:

"Хранитель пенсионного фонда (далее - хранитель) - Национальный банк Украины или банк, который на основании соответствующей лицензии осуществляет деятельность по хранению активов пенсионных фондов";

абзац второй части первой статьи 44 изложить в следующей редакции:

"Имеет лицензию Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление деятельности по хранению активов пенсионных фондов";

пункт 1 части третьей статьи 45 изложить в следующей редакции:

"1) аннулирование Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку лицензии на осуществление деятельности по хранению активов пенсионных фондов";

15) в части второй статьи 99 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003г., №№ 49-51, ст. 376; 2012, № 12-13, ст. 82 с изменениями, внесенными Законом Украины от 24 мая 2012 года № 4841-VI):

пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) иметь лицензию, выданную Национальным банком Украины, и лицензию, выданную Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, на осуществление деятельности по хранению активов пенсионного фонда";

в пункте 3 слова "депозитарной деятельности хранителя ценных бумаг" заменить словами "деятельности по хранению активов пенсионного фонда";

16) в Законе Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2006г., № 31, ст. 268 с последующими изменениями):

статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"Клиринг - определение взаимных обязательств по сделкам с ценными бумагами и других финансовых инструментов, в том числе путем неттинга;

неттинг - полное или частичное прекращение обязательств по договорам относительно ценных бумаг и других финансовых инструментов путем зачета обязательств или иным способом. На момент совершения неттинга срок выполнения обязательств, по которым осуществляется неттинг, считается наступившим;

система управления рисками и гарантий лица, производящего клиринговую деятельность, - комплекс мероприятий, направленных на снижение рисков невыполнения или несвоевременного выполнения обязательств, возникающих по договорам с финансовыми инструментами ";

в статье 2:

в абзаце четвертом части второй слова "регистраторов и хранителей" заменить словами "депозитарных учреждений";

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. Если иное не установлено законом или одна из сторон договора не требует иного, сделки с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржей, не требующие нотариального удостоверения";

части первую - четвертую статьи 3 изложить в следующей редакции:

"1. Ценной бумагой является документ установленной формы с соответствующими реквизитами, удостоверяющий денежное или другое имущественное право, определяет взаимоотношения эмитента ценной бумаги (лица, выдавшего ценную бумагу) и лица, имеющего права на ценную бумагу, и предусматривает выполнение обязательств по такому ценной бумагой, а также возможность передачи прав на ценную бумагу и прав по ценной бумаге другим лицам.

2. Неэмиссионные ценные бумаги могут существовать исключительно в документарной форме и по форме выпуска могут быть только ордерными или на предъявителя. Неэмиссионные ценные бумаги могут выдаваться и существовать исключительно в документарной форме как бумажные или как электронные документы. Перечень ценных бумаг, которые могут выдаваться как электронные документы, определяется Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины.

3. Ценные бумаги по форме существования делятся на бездокументарные ценные бумаги и документарные ценные бумаги.

Бездокументарные ценные бумаги есть учетная запись на счете в ценных бумагах в системе депозитарного учета ценных бумаг.

Документарным ценной бумагой является бумажный или электронный документ, оформленный в определенной законодательством форме, содержащий наименование вида ценной бумаги, а также определенные законодательством реквизиты.

4. Ценные бумаги по форме выпуска могут быть на предъявителя, именные или ордерные.

Права на ценную бумагу и права по ценной бумаге, что существует в документарной форме, относятся:

предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);

лицу, указанному в ценной бумаге (именная ценная бумага);

лицу, указанному в ценной бумаге, которая может сама реализовать такие права или назначить своим приказом другое уполномоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Ордерные ценные бумаги могут существовать исключительно в документарной форме.

Права на ценную бумагу и права по ценной бумаге, что существуют в бездокументарной форме, принадлежат владельцу счета в ценных бумагах, открытого в депозитарном учреждении, в случае зачисления ценных бумаг на депозит нотариуса - соответствующему кредитору.

Эмитент ценных бумаг на предъявителя не имеет права на получение из системы депозитарного учета ценных бумаг информации о владельцах таких ценных бумаг в любой форме, кроме случаев, предусмотренных Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Эмитент именных ценных бумаг имеет право на получение из системы депозитарного учета ценных бумаг информации о владельцах таких ценных бумаг в форме реестра владельцев именных ценных бумаг.

Именные эмиссионные ценные бумаги существуют исключительно в бездокументарной форме.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут быть переведены в бездокументарную форму существования путем депонирования таких ценных бумаг на счетах в ценных бумагах в Центральном депозитарии ценных бумаг или Национальному банку Украины в соответствии с компетенцией, установленной Законом Украины "О депозитарной системе Украины" (обездвижены) в установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку порядке. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя, которые существуют в бездокументарной форме, не могут быть переведены в документарную форму ";

статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Переход прав на ценные бумаги и прав по ценным бумагам

1. К лицу, которое приобрело право на ценную бумагу, одновременно переходят в совокупности все права, которые им заверяются (права по ценной бумаге), кроме случаев, установленных законом или сделкой.

Ограничение прав на ценные бумаги или прав по ценным бумагам может быть установлено только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

2. Права на ценную бумагу и права по ценной бумаге на предъявителя, существует в документарной форме в бумажном виде, переходят путем вручения такого ценной бумаги другому лицу, а порядок перехода права на ценную бумагу и права по ценной бумаге на предъявителя , что существует в документарной форме как электронный документ, определяется Национальным банком Украины - для финансовых банковских векселей и Кабинетом Министров Украины - для финансовых казначейских векселей.

Права на ценную бумагу и права по ценной бумаге на предъявителя, существует в бездокументарной форме, переходят в порядке, определенном для перехода прав на именные ценные бумаги.

Переход прав на обездвижены ценные бумаги на предъявителя и реализация прав по ним требует обязательной идентификации владельца депозитарным учреждением, что ведет счет в ценных бумагах такого владельца.

Реестр владельцев ценных бумаг на предъявителя не складывается.

3. Права на именная ценная бумага и права по именной ценной бумагой переходят к другому лицу в порядке, установленном законодательством о депозитарной системе Украины.

Информацию о владельцах именных ценных бумаг эмитент получает в форме реестра владельцев именных ценных бумаг. Переход прав на именные ценные бумаги и реализация прав по ним требует обязательной идентификации владельца депозитарным учреждением, что ведет счет в ценных бумагах такого владельца.

4. Право собственности на ордерная ценная бумага переходит другому лицу путем совершения на ордерной ценной бумаге передаточной записи (индоссамента). Индоссамент может быть бланковым - без указания лица, в отношении которого должны быть выполнены обязательства, или ордерной - с указанием такого лица.

5. перехода прав на ценные бумаги и прав по ценным бумагам устанавливаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и сделкой ";

статью 5 дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Доходы по эмиссионными ценными бумагами уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о депозитарной системе Украины";

в статье 16:

абзац первый части первой после слова "учета" дополнить словами "прав на ценные бумаги и";

часть вторую дополнить абзацем следующего содержания:

"Клиринговая деятельность";

в части третьей:

первое предложение дополнить словами "(кроме профессиональной деятельности Центрального депозитария ценных бумаг и депозитарной деятельности Национального банка Украины)";

дополнить двумя абзацами следующего содержания:

"Профессиональная деятельность Центрального депозитария ценных бумаг производится на основании правил Центрального депозитария ценных бумаг, зарегистрированных Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в установленном законодательством порядке.

Депозитарная деятельность Национального банка Украины производится с учетом особенностей депозитарной и клиринговой деятельности с ценными бумагами в соответствии с компетенцией, установленной Законом Украины "О депозитарной системе Украины";

дополнить статьями 19-1-19-7 следующего содержания:

"Статья 19-1. Клиринговая деятельность

1. Клиринговая деятельность - деятельность по определению обязательств, подлежащих исполнению по сделкам с ценными бумагами и других финансовых инструментов, подготовка документов (информации) для проведения расчетов, а также создание системы гарантий по выполнению обязательств по сделкам с ценными бумагами и других финансовых инструментов.

2. Лицами, осуществляющими клиринговую деятельность, является клиринговые учреждения и Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках. Центральный депозитарий ценных бумаг и Национальный банк Украины могут осуществлять клиринговую деятельность с учетом требований, установленных законодательством.

3. Требования к минимальному размеру регулятивного капитала лица, производящего клиринговую деятельность, а также другие ограничения ее деятельности определяются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины.

Статья 19-2. Образование клирингового учреждения

1. Клиринговая организация создается и функционирует в форме акционерного общества. Лицо приобретает статус клирингового учреждения со дня получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности и лицензии Национального банка Украины на осуществление отдельных банковских операций в порядке, установленном Национальным банком Украины.

2. Уставный капитал клиринговой организации должен быть оплачен денежными средствами.

3. Клиринговая организация для осуществления клиринговой деятельности должна иметь надлежащее оборудование, в том числе компьютерную технику с соответствующим программным обеспечением, отдельные каналы связи и помещения, соответствующие требованиям, установленным Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальным банком Украины.

4. Клиринговая организация обязана в течение трех месяцев со дня получения лицензии на осуществление клиринговой деятельности заключить:

1) договор о проведении расчетов в ценных бумагах по результатам клиринга с Центральным депозитарием ценных бумаг или Национальным банком Украины в соответствии с компетенцией, определенной законом;

2) договор о проведении денежных расчетов по результатам клиринга с Расчетным центром по обслуживанию договоров на финансовых рынках;

3) договор о предоставлении клиринговых услуг по меньшей мере одной фондовой биржи.

Требования к указанным в этой части договоров устанавливаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

К моменту заключения указанных договоров клиринговая организация не имеет права осуществлять клиринговую деятельность по ценным бумагам.

5. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может устанавливать дополнительные требования к клиринговых учреждений, ограничивающие риски профессиональной деятельности на фондовом рынке.

6. Слова "клиринговая организация" и производные от них разрешается использовать только юридическим лицам, образованные и функционируют в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 19-3. Производство клиринговой деятельности

1. Центральный депозитарий ценных бумаг, клиринговая организация или Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках осуществляют клиринговую деятельность на основании лицензии, выдаваемой Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку в установленном ею порядке и могут осуществлять отдельные виды банковских услуг на основании лицензии национального банка Украины.

Центральный депозитарий ценных бумаг, клиринговая организация или Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках до начала осуществления клиринговой деятельности должны в установленном порядке зарегистрировать в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Правила производства клиринговой деятельности, которые определяют общий порядок осуществления клиринговой деятельности.

Клиринговой деятельности по договорам относительно ценных бумаг, заключенным на определенной фондовой бирже, может вести только один человек, который имеет лицензию на осуществление клиринговой деятельности.

2. Клиринговая деятельность является исключительным видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, кроме ее сочетание в установленном законом случае при производстве таких видов деятельности отдельными структурными подразделениями.

3. Для производства клиринговой деятельности клиринговая организация, Центральный депозитарий ценных бумаг или Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках обязаны зарегистрировать в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в порядке и сроки, установленные ею, такие внутренние документы:

1) правила клиринга, согласованные Национальным банком Украины;

2) документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего аудита (контроля);

3) документ, определяющий систему управления рисками и гарантий с указанием видов рисков, методики их расчета, меры снижения рисков, порядок и условия их применения.

4. Основаниями для отказа в регистрации внутренних документов лица, производящего клиринговую деятельность, и изменений в них являются:

1) несоответствие документов, поданных на регистрацию, требованиям законодательства, в том числе нормативно-правовым актам Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку;

2) представление документов не в полном объеме, наличие в них неполной или недостоверной информации;

3) несоответствие размера уставного капитала требованиям закона.

Статья 19-4. Правила клиринга

1. Правила клиринга должны содержать:

1) требования к участникам клиринга;

2) порядок осуществления клиринга с участием и / или без участия центрального контрагента

3) порядок, условия допуска обязательств в клиринг и требования к таким обязательствам;

4) права и обязанности лица, производящего клиринговую деятельность, и участников клиринга;

5) порядок учета прав и обязательств по договорам относительно ценных бумаг и других финансовых инструментов и их прекращения;

6) порядок представления лицом, производящим клиринговую деятельность, участникам клиринга отчетов по результатам клиринга и по результатам расчетов;

7) порядок представления лицом, производящим клиринговую деятельность, Центральному депозитарию ценных бумаг и Национальному банку Украины в соответствии с установленной Законом Украины "О депозитарной системе Украины" компетенции информации в разрезе клиентов Центрального депозитария ценных бумаг и / или Национального банка Украины и их депонентов по осуществлению перевода ценных бумаг по результатам клиринга обязательств по сделкам с ценными бумагами, совершенными на фондовой бирже по результатам каждой торговой сессии биржи т а вне фондовой биржей, если проводятся расчеты по принципу "поставка ценных бумаг против оплаты" (кроме случая проведения клиринговой деятельности Центральным депозитарием ценных бумаг или Национальным банком Украины);

8) порядок представления лицом, производящим клиринговую деятельность расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках информации в разрезе клиентов по осуществлению перевода средств по результатам клиринга обязательств по сделкам с ценными бумагами, совершенными на фондовой бирже по результатам каждой торговой сессии биржи и вне фондовой биржей, если проводятся расчеты по принципу "поставка ценных бумаг против оплаты";

9) описание мероприятий, направленных на снижение рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих по договорам относительно ценных бумаг и других финансовых инструментов, на основе одного из механизмов снижения рисков, определенных частью второй настоящей статьи;

10) описание о системе защиты информации;

11) иные положения в соответствии с настоящим Законом и другими законами.

Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку могут устанавливаться дополнительные требования к правилам клиринга.

2. Механизмами снижения рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договорами, заключенными на фондовой бирже, являются:

обязательное стопроцентное предварительное депонирование и резервирования средств и ценных бумаг или других финансовых инструментов в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины;

частичное (или такое, что отсутствует) предварительное депонирование и резервирования средств и ценных бумаг или других финансовых инструментов с обязательным созданием системы управления рисками и гарантий, какой может быть предусмотрено создание гарантийного фонда за счет взносов участников клиринга и других участников депозитарной системы, в порядке, установленном Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины.

Порядок создания и использования гарантийного фонда в виде ценных бумаг и других финансовых инструментов устанавливается Комиссией, а в виде средств - Национальным банком Украины.

3. Дополнительные требования к правилам клиринга устанавливаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины.

Статья 19-5. организация клиринга

1. Лицо, производящее клиринговую деятельность, осуществляет клиринг только тех обязательств, которые допущены для осуществления клиринга в порядке и на условиях, установленных правилами клиринга.

2. Порядок осуществления клиринга по договорам относительно ценных бумаг, а также порядок контроля за осуществлением клиринговой деятельности устанавливаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

3. Недействительность сделки, обязательства по которым прекращено по результатам клиринга, не влечет за собой недействительность сделок, выполненных в процессе клиринга, и результатов клиринга.

Статья 19-6. центральный контрагент

1. Центральный контрагент - юридическое лицо, осуществляющее клиринговую деятельность, приобретает взаимные права и обязанности сторон сделок по ценным бумагам, обязательства по которым допущены к клирингу, и становится покупателем для каждого продавца и продавцом для каждого покупателя.

Лицами, которые выполняют функции центрального контрагента, является клиринговые учреждения и Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках.

Для обеспечения выполнения обязательств, допущенных к клирингу, центральный контрагент имеет право выступать участником биржевых торгов без лицензии на осуществление деятельности на фондовом рынке - деятельности по торговле ценными бумагами.

2. Требования к достаточности собственных средств лица, производящего клиринговую деятельность и осуществляет функции центрального контрагента, устанавливаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Слова "центральный контрагент" и производные от них разрешается использовать только юридическим лицам, образованные и функционируют в соответствии с требованиями настоящего Закона.

3. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку может устанавливать дополнительные требования к лицу, которое осуществляет клиринговую деятельность и осуществляет функции центрального контрагента.

Статья 19-7. Гарантии невмешательства в деятельность лица, осуществляющего клиринговую деятельность

1. Вмешательство государственных органов или их должностных лиц в выполнение функций и осуществления полномочий клиринговых учреждений и Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках запрещается, кроме определенных законом случаях ";

в части первой статьи 20 слова "в том числе осуществления клиринга и расчетов по ним" исключить;

статью 24 дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Фондовая биржа обязана до представления правил фондовой биржи на регистрацию в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку заключить договор о клиринге и расчетах по сделкам с ценными бумагами с лицом, производящим клиринговую деятельность.

Требования к указанному договору устанавливаются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

К моменту заключения указанного договора фондовая биржа не вправе осуществлять деятельность по организации торговли ценными бумагами на фондовом рынке ";

часть первую статьи 25 дополнить абзацами следующего содержания:

"Взаимодействия с лицом, производящим клиринговую деятельность, относительно осуществления клиринга по сделкам с ценными бумагами и других финансовых инструментов;

взаимодействия с Центральным депозитарием ценных бумаг относительно обмена информацией о совершенных на фондовой бирже сделки с ценными бумагами в определенных законом полномочий по результатам каждой торговой сессии биржи;

взаимодействия с Национальным банком Украины относительно обмена информацией о совершенных на фондовой бирже сделки с ценными бумагами в определенных законом полномочий по результатам каждой торговой сессии биржи ";

в статье 26:

части третью и четвертую исключить;

в части пятой слова "кроме деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг институтов совместного инвестирования в случаях, предусмотренных законом" исключить;

в пункте 7 части первой и в пункте 6 части второй статьи 28 слова "или с регистратором - о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, кроме случаев, когда учет прав по ценным бумагам ведет эмитент в соответствии с законодательством или ценные бумаги размещаются на предъявителя" исключить;

статью 42 изложить в следующей редакции:

"Статья 42. Раскрытие информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг

1. Информация, содержащаяся в системе депозитарного учета ценных бумаг, раскрывается в случаях и порядке, определенных Законом Украины "О депозитарной системе Украины";

17) в Законе Украины "Об акционерных обществах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2008 г.., № 50-51, ст. 384; 2011, № 22, ст. 151, № 29, ст. 272, № 35, ст. 344):

часть пятую статьи 30 изложить в следующей редакции:

"5 Для выплаты дивидендов общество в порядке, установленном законодательством о депозитарной системе Украины, перечисляет дивиденды Центральному депозитарию ценных бумаг на счет, открытый в Расчетном центре по обслуживанию договоров на финансовых рынках для зачисления на счета депозитарных учреждений и депозитариев-корреспондентов для их дальнейшего перевода депозитарными учреждениями на счета депонентов или уплаты депонентам другим способом, предусмотренным договором, а также для их дальнейшего перевода депозитариями-корн пондентамы лицам, имеющим право на получение доходов и других выплат в соответствии с законодательством другой страны ";

часть вторую статьи 35 исключить;

{Подпункт 18 пункта 4 раздела VI утратил силу на основании Закона N 1404-VIII от 02.06.2016}

5. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку разработать и утвердить в течение шести месяцев со дня опубликования настоящего Закона:

1) порядок передачи ценных бумаг на депозитарное обслуживание в Центрального депозитария ценных бумаг;

2) порядок и условия выдачи лицензии на осуществление депозитарной деятельности депозитарным учреждением, переоформления лицензии, выдачи ее дубликата и копии;

3) порядок и условия выдачи лицензии на осуществление клиринговой деятельности, переоформление лицензии, выдачи ее дубликата и копии;

4) порядок передачи информации, содержащейся в системе реестра владельцев именных ценных бумаг, в систему депозитарного учета;

5) порядок регистрации выпусков ценных бумаг, регистрация которых не была осуществлена ​​до вступления в силу настоящего Закона, а также порядок перевода таких выпусков ценных бумаг в системе депозитарного учета;

6) порядок осуществления депозитарной деятельности Центральным депозитарием ценных бумаг и депозитарными учреждениями;

7) порядок осуществления клиринговой деятельности;

8) лицензионные условия осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке - депозитарной деятельности депозитарными учреждениями и клиринговой деятельности.

Национальному банку Украины вместе с Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку разработать и утвердить в течение шести месяцев со дня опубликования настоящего Закона нормативно-правовые акты по обеспечению функционирования Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках.

6. Лицензии на осуществление депозитарной деятельности депозитария ценных бумаг, депозитарной деятельности хранителя ценных бумаг, деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и расчетно-клиринговой деятельности, выданные Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку ко дню опубликования этого Закона, действуют до дня вступления силу настоящего Закона.

Со дня вступления в силу настоящего Закона Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку обеспечить аннулирования лицензий на осуществление депозитарной деятельности депозитария ценных бумаг, депозитарной деятельности хранителя ценных бумаг, деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и расчетно-клиринговой деятельности.

Со дня опубликования этого Закона Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку имеет право выдавать лицензии на осуществление депозитарной деятельности депозитарного учреждения, деятельности по хранению активов института совместного инвестирования, деятельности по хранению активов пенсионных фондов и клиринговой деятельности, которые вступают в силу со дня вступления в силу настоящего законом.

7. Регистраторы и хранители, которые имеют лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, должны до дня вступления в силу настоящего Закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Закона и подать Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку необходимые для выдачи новых лицензий документы или прекратить свою деятельность в установленном Комиссией порядке.

Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица, до дня опубликования этого Закона имели лицензии на осуществление депозитарной деятельности по ее отдельным видам, и выдача таким юридическим лицам новых лицензий в связи с принятием этого Закона осуществляется бесплатно.

8. Решение о передаче ценных бумаг, отнесенных настоящим Законом к компетенции Национального банка Украины, на депозитарное обслуживание в Центрального депозитария ценных бумаг может быть принято не ранее чем через два года со дня вступления в силу настоящего Закона, в связи с чем функция депозитария таких ценных бумаг переходит к Центрального депозитария ценных бумаг.

Порядок указанной передачи и систему обмена информацией между Национальным банком Украины и Центральным депозитарием ценных бумаг разрабатывает Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Национальным банком Украины.

В случае принятия решения о передаче указанных ценных бумаг на депозитарное обслуживание в Центрального депозитария ценных бумаг и осуществления такой передачи нормы законодательства относительно осуществления депозитарной деятельности Национального банка Украины теряют силу.

9. Со дня опубликования этого Закона эмитент эмиссионных ценных бумаг (кроме казначейских обязательств Украины) при осуществлении эмиссии ценных бумаг может выбрать бездокументарную форму существования таких ценных бумаг, а договор об обслуживании эмиссии такой эмитент может заключить лишь с Национальным депозитарием Украины, а в случаях, определенных законом, - Национальным банком Украины.

Эмитенты именных эмиссионных ценных бумаг должны в течение трех месяцев со дня регистрации Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Правил Центрального депозитария ценных бумаг обеспечить их существование в бездокументарной форме и заключить договор с Центральным депозитарием ценных бумаг об обслуживании эмиссии ценных бумаг.

Именные эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых зарегистрирован до дня опубликования этого Закона, могут существовать в документарной форме до дня вступления в силу настоящего Закона.

10. Владелец ценных бумаг, которые были дематериализованы, обязан обратиться к выбранной эмитентом депозитарного учреждения и заключить с ней договор об обслуживании счета в ценных бумагах от собственного имени или осуществить перевод прав на ценные бумаги на свой счет в ценных бумагах, открытый в другой депозитарном учреждении.

В случае если владелец ценных бумаг в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона не заключил с выбранной эмитентом депозитарным учреждением договора об обслуживании счета в ценных бумагах от собственного имени или не осуществил перевод принадлежащих ему прав на ценные бумаги на свой счет в ценных бумагах, открытый в другой депозитарном учреждении, ценные бумаги такого собственника (которые дают право на участие в органах эмитента) не учитываются при определении кворума и при голосовании в органах эмитента.

Ограничение по учету ценных бумаг при определении кворума и при голосовании в органах эмитента устанавливаются депозитарным учреждением в системе депозитарного учета в течение одного рабочего дня после истечения срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Отмена таких ограничений осуществляется депозитарным учреждением в течение одного рабочего дня после заключения владельцем ценных бумаг с депозитарным учреждением договора об обслуживании счета в ценных бумагах.

Особенности депозитарного учета ценных бумаг, прав на ценные бумаги, владельцы которых не исполнили требования абзацев первого и второго настоящего пункта, и порядок установления и отмены ограничений, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта, определяются Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

11. В день регистрации Правил Центрального депозитария ценных бумаг в уставном капитале Центрального депозитария ценных бумаг доля государства вместе с Национальным банком Украины должна составлять не менее 50 процентов.

12. В день регистрации Правил Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках в уставном капитале Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках доля Национального банка Украины должна составлять не менее 75 процентов.

По истечении 5-летнего периода со дня вступления в силу настоящего Закона доля Национального банка Украины в уставном капитале Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках может быть уменьшена до размера не менее чем 25 процентов плюс одна акция.

Кабинета Министров Украины совместно с Национальным банком Украины в течение 5 лет со дня вступления в силу настоящего Закона обеспечить уменьшение доли государства и Национального банка Украины в уставном капитале Центрального депозитария ценных бумаг не менее, чем до 25 процентов плюс одна акция.

13. Депозитариям ценных бумаг в течение года со дня опубликования настоящего Закона, с учетом требований Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, обеспечить передачу всех глобальных сертификатов на хранение Национальному депозитарию Украины.

Со дня передачи глобального сертификата на хранение Национальному депозитарию Украины Национальный депозитарий Украины считается правопреемником прав и обязанностей других депозитариев по договорам об обслуживании эмиссии ценных бумаг, заключенным между эмитентами и депозитариями.

14. После вступления в силу настоящего Закона распоряжение (операции) эмитентов ценных бумаг, глобальные сертификаты которых было депонировано в другом депозитарии, выполняются Национальным депозитарием Украины только после заключения соответствующего договора об обслуживании эмиссии ценных бумаг с Национальным депозитарием Украины.

15. Через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона все ценные бумаги бездокументарной формы существования блокируются на счетах в ценных бумагах владельцев у хранителей и на счетах таких хранителей, открытых в депозитариях, кроме Национального депозитария Украины, и на счетах депозитариев, открытых в Национальном депозитарии Украина, к моменту передачи глобальных сертификатов этих выпусков на хранение в Национальный депозитарий Украины.

16. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с Национальным банком Украины в шестимесячный срок принять необходимые меры по приведению в соответствие с требованиями настоящего Закона деятельности юридических лиц, которые на день опубликования этого Закона имеют действующие лицензии на осуществление депозитарной деятельности депозитария в соответствии с Законом Украины "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине", с учетом создания Центрального депозитария ценных бумаг на базе убличного акционерного общества "Национальный депозитарий Украины".


Статья 1 ...30 31 Заключительные и переходные положения

Перейти к статье