Ст. 6 ЗУ О рынке электрической энергии от 13.04.2017 № 2019-VIII
О рынке электрической энергии
Статья 6. Государственное регулирование рынка электрической энергии
1. Государственное регулирование рынка электрической энергии осуществляет Регулятор в пределах полномочий, определенных настоящим Законом и другими актами законодательства.
2. К основным задачам регулятора на рынке электрической энергии относятся:
1) содействие сотрудничеству с Советом регуляторных органов Энергетического Сообщества и национальными регуляторами в сфере энергетики других государств - сторон Энергетического Сообщества, становлению конкурентного единого рынка электроэнергии в рамках Энергетического Сообщества с учетом обеспечения безопасности поставок электрической энергии и устойчивости окружающей среды, эффективному открытию рынка электрической энергии для всех покупателей государств - сторон Энергетического Сообщества;
2) обеспечение условий для эффективного и надежного функционирования электрических сетей с учетом долгосрочные цели развития;
3) развитие конкуренции и обеспечение надлежащего функционирования региональных (международных) рынков в рамках Энергетического Сообщества, в частности единого рынка Энергетического Сообщества, для достижения целей, указанных в пункте 1 настоящей части;
4) устранение препятствий и ограничений для торговли электрической энергией между участниками рынков государств - сторон Энергетического Сообщества, в частности обеспечение надлежащего уровня пропускной способности межгосударственных связей с целью удовлетворения спроса и усиление интеграции рынков электрической энергии государств - сторон Энергетического Сообщества, будет способствовать межгосударственной торговли электрической энергией в рамках Энергетического Сообщества;
5) содействие развитию безопасной, надежной и эффективно функционирующей ОЭС Украины, ориентированной на потребности покупателей, что позволит обеспечить недискриминационный доступ к ней существующих и потенциальных пользователей системы, достаточность мощности для потребностей рынка электрической энергии и ее энергоэффективность, а также интеграцию в системы распределения распределенной генерации и производителей, осуществляющих производство электрической энергии с использованием альтернативных источников энергии;
6) обеспечение простых и необременительных условиях присоединения и доступа к электрическим сетям для новых пользователей системы, в частности устранения барьеров, которые могут препятствовать доступу новых покупателей и производителей электрической энергии, в том числе тех, которые осуществляют производство электрической энергии из альтернативных источников энергии, путем установления порядка формирования платы за присоединение к системе передачи и систем распределения в соответствии с настоящим Законом;
7) обеспечение краткосрочных и долгосрочных стимулов для оператора системы передачи, операторов систем распределения и пользователей системы с целью повышения эффективности эксплуатации энергосистемы и интеграции рынка электрической энергии;
8) создание предпосылок для получения покупателями экономических выгод от эффективного функционирования рынка электрической энергии путем содействия конкуренции на рынке электрической энергии и реализации действенных механизмов защиты прав потребителей;
9) содействие достижению высоких стандартов выполнения специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов на рынке электрической энергии, защиты уязвимых потребителей и налаживания процесса обмена данными, необходимыми для реализации потребителями права на изменение электропоставщика.
3. К полномочиям регулятора на рынке электрической энергии относятся:
1) лицензирование хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики в соответствии с требованиями настоящего Закона и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности;
2) утверждение лицензионных условий осуществления определенных видов хозяйственной деятельности в сфере электроэнергетики, лицензирование которых относится к полномочиям регулятора;
3) принятие решения о сертификации оператора системы передачи или об отказе в сертификации;
4) утверждение правил рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, столь системы передачи, кодекса систем распределения, кодекса коммерческого учета, правил розничного рынка, правил управления ограничениями и порядка распределения пропускной способности межгосударственных связей, других нормативно-правовых актов и нормативных документов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии;
5) утверждение и мониторинг выполнения плана развития системы передачи на следующие 10 лет и планов развития систем распределения, оценки достаточности генерирующих мощностей для покрытия прогнозируемого спроса и обеспечения необходимого резерва;
6) утверждение:
методики (порядка) формирования цен на универсальные услуги;
методики расчета цены (тарифа) на услуги поставщика универсальных услуг;
методики (порядка) формирования сметы гарантированного покупателя;
методики (порядка) формирования цены, по которой осуществляется поставка электрической энергии потребителям поставщиком "последней надежды";
методики расчета цены (тарифа) на услуги поставщика "последней надежды";
методик (порядков) формирование цен на дополнительные услуги;
методик (порядков) установление (формирования) тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
методик (порядков) установление (формирования) тарифов на услуги по распределению электрической энергии;
методики (порядка) формирования тарифа на услуги по диспетчерского (оперативно-технологического) управления;
методик (порядков) формирование платы за присоединение к системе передачи и системы распределения;
ставок платы за присоединение мощности и ставок платы за линейную часть присоединения;
перечня текущих счетов со специальным режимом использования;
правил, порядков и условий, определенных настоящим Законом;
типичных и примерных договоров, определенных настоящим Законом;
форм отчетности участников рынка (кроме потребителей);
7) установление:
цен (тарифов) на услуги поставщика универсальной услуги, поставщика "последней надежды" в случаях, предусмотренных статьями 63 и 64 настоящего Закона;
тарифа на услуги по диспетчерского (оперативно-технологического) управления;
тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
тарифов на услуги по распределению электрической энергии;
алгоритма распределения средств с текущих счетов со специальным режимом использования;
предельных нижних границ объемов обязательной продажи и покупки электрической энергии на рынке "на сутки вперед" в соответствии с настоящим Законом;
экономических коэффициентов нормативных технологических расходов электрической энергии в электрических сетях;
8) определение:
необходимости и требований по проведению обязательного аудита работы рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также расчетов на этих рынках;
требований по защите, предоставления, раскрытие и обнародование информации участниками рынка;
9) обеспечение соблюдения оператором системы передачи и операторами систем распределения, а также другими участниками рынка (кроме потребителей) их обязательств по настоящему Закону, в том числе о сотрудничестве и взаимодействии с участниками рынков электрической энергии других государств - сторон Энергетического Сообщества;
10) осуществление мониторинга:
функционирования рынка электрической энергии и его сегментов;
уровня и эффективности открытия рынка электрической энергии, прозрачности и конкуренции на рынке электрической энергии (в том числе цен по двусторонним договорам и цен на организованных сегментах рынка, цен для бытовых потребителей, включая практику применения условии оплаты), показателей изменения электропоставщика, практики отключений, уровня цен и качества работ по техническому обслуживанию, жалоб потребителей, в том числе бытовых потребителей, а также любых практик, приводят к искажению или ограничения конкуренции а рынка электрической энергии;
уровня прозрачности деятельности участников рынка, в том числе соблюдение участниками рынка (кроме потребителей) обязательств по размещению / обнародования информации;
действий оператора системы передачи по управлению ограничениями, в том числе системными;
соблюдение правил распределения пропускной способности межгосударственных сечений;
выполнения оператором системы передачи и операторами систем распределения требований по недискриминационного доступа к электрическим сетям, сроков выполнения присоединения и ремонтных работ;
применения тарифов, других платежей, связанных с доступом к электрическим сетям, а также мониторинг применения и обеспечения соблюдения методик (порядков) определение таких тарифов и платежей;
использования оператором системы передачи доходов, полученных от распределения пропускной способности межгосударственных сечений;
технического сотрудничества оператора системы передачи с Европейской сетью операторов системы передачи (ENTSO-E) и внедрение механизмов компенсации между операторами систем передачи в рамках такого сотрудничества;
выполнения специальных обязанностей для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии на соответствие требованиям, установленным настоящим Законом и другими актами законодательства;
применения положений договоров, ограничивающих конкуренцию на рынке электрической энергии (в том числе условий договоров, препятствующих заключению небытовыми потребителями нескольких двусторонних договоров одновременно или ограничивают их в праве выбора электропоставщика)
соблюдение электропоставщиков требований по рассмотрению обращений и претензий потребителей электрической энергии по вопросам, касающихся предоставления услуг по поставке электрической энергии;
достаточности инвестиций в развитие генерирующих мощностей в целях обеспечения безопасности поставок электрической энергии;
выполнение функций и обязанностей участниками рынка электрической энергии в соответствии с положениями настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии;
11) надзор за соблюдением оператором системы передачи, операторами систем распределения, вертикально интегрированными субъектами хозяйствования требований об отделении и независимости, установленных настоящим Законом;
12) утверждение, пересмотр и осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ оператора системы передачи и операторов систем распределения;
13) сообщение Антимонопольного комитета Украины о фактах, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции на рынке электрической энергии;
14) рассмотрение жалоб и разрешения споров, возникающих на рынке электрической энергии;
15) совместно с другими субъектами властных полномочий обеспечения эффективного применения мер защиты прав потребителей, в том числе предусмотренных настоящим Законом;
16) установление показателей качества услуг электроснабжения, мониторинг их соблюдения, определение условий, порядка и размеров возмещения (компенсации), который применяется в случае несоблюдения установленных показателей качества услуг;
17) обеспечение доступа к информации об объемах и другие показатели потребления электрической энергии потребителем в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и другими актами законодательства;
18) участие в обеспечении защиты уязвимых потребителей, в частности путем учета в соответствующих нормативно-правовых актах особенностей взаимоотношений участников рынка с такими потребителями;
19) содействие налаживанию процесса обмена данными для обеспечения развития рынка электрической энергии;
20) осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.
4. Регулятор имеет право:
1) получать информацию, необходимую для надлежащего выполнения функций, предусмотренных законом, от любого субъекта властных полномочий, участников рынка электрической энергии (кроме потребителей);
2) инициировать консультации и общественные обсуждения;
3) инициировать и проводить расследование относительно функционирования рынка электрической энергии в Украине, принимать решения о принятии мер для содействия эффективной конкуренции на рынке электрической энергии и обеспечения его надлежащего функционирования;
4) выдавать обязательные для исполнения участниками рынка решения;
5) накладывать санкции на участников рынка (кроме потребителей), которые нарушили свои обязательства в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;
6) принимать меры для предотвращения неэффективного функционированию рынка электрической энергии, в частности вследствие действий и любого поведения участников рынка, направленных на завышение цен и причинение экономического ущерба потребителям;
7) требовать от соответствующих операторов подготовки изменений в правила рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, столь системы передачи, кодекса коммерческого учета, правил управления ограничениями и порядка распределения пропускной способности межгосударственных связей в целях соблюдения принципа пропорциональности и недискриминационности;
8) устанавливать временные тарифы на передачу и распределение электрической энергии, в случае если оператор системы передачи, оператор системы распределения в срок, определенный законодательством, не предоставил расчеты соответствующих тарифов для их установки Регулятором, а также принимать решения о механизме предоставления компенсации, если окончательные тарифы отличаются от временных;
9) вводить регуляторный учет для установления тарифов, определения регуляторной базы активов, учет финансовых и капитальных инвестиций, проведения регуляторного аудита;
10) рассматривать жалобы и решать споры в соответствии с настоящим Законом;
11) проводить проверки участников рынка электрической энергии (кроме потребителей) в соответствии с настоящим Законом.