Укр  Рус

Ваш гид в законодательстве Украины


Печать

Ст. 2 ЗУ О рынке электрической энергии от 13.04.2017 № 2019-VIII


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019


О рынке электрической энергии
Статья 2. Правовые основы функционирования рынка электрической энергии

1. Правовую основу функционирования рынка электрической энергии составляют Конституция Украины, этот Закон, законы Украины "Об альтернативных источниках энергии", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг", "О естественных монополиях", "О защите экономической конкуренции", "Об охране окружающей природной среды", международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и другие акты законодательства Украины.

Во исполнение обязательств Украины по Договору об учреждении Энергетического Сообщества и Соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, этот Закон направлен на имплементацию актов законодательства Энергетического сообщества в сфере энергетики, а именно Директивы 2009/72 / ЕС об общих правилах внутреннего рынка электрической энергии и об отмене Директивы 2003/54 / ЕС, Регламента (ЕС) 714/2009 об условиях доступа к сети т ранскордонного обмена электроэнергией и отмены Регламента (ЕС) 1228/2003, Директивы 2005/89 / ЕС о мерах по обеспечению безопасности инвестирования в систему электроснабжения и инфраструктуры.

2. Основные условия деятельности участников рынка электрической энергии и взаимоотношений между ними определяются нормативно-правовыми актами, регулирующими внедрения этого Закона, в частности:

1) правилами рынка, в том числе, определяют правила функционирования балансирующего рынка и рынка вспомогательных услуг;

2) правилам рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка;

3) кодексом системы передачи, кодексом систем распределения;

4) кодексом коммерческого учета;

5) правилами розничного рынка;

6) иными нормативными правовыми актами.

Правила рынка, кодекс системы передачи и кодекс коммерческого учета разрабатываются и администрируемых оператором системы передачи и утверждаются Регулятором.

Правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка разрабатываются и администрируемых оператором рынка и утверждаются Регулятором.

Кодекс систем распределения и правила розничного рынка утверждаются Регулятором.

Правила рынка, правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынке, кодексы системы передачи и систем распределения, кодекс коммерческого учета, правила розничного рынка, другие нормативно-правовые акты и решения, которые могут повлиять на конкуренцию, подлежат согласованию с Антимонопольным комитетом Украины.

Антимонопольный комитет Украины предоставляет Регулятору информацию о результатах рассмотрения проектов указанных нормативно-правовых актов в течение одного месяца со дня их поступления в Антимонопольный комитет Украины.

Если в соответствии с настоящим Законом предусматривается предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов в любой форме, предоставители государственной помощи должны получить решение Антимонопольного комитета Украины в порядке, установленном Законом Украины "О государственной помощи субъектам хозяйствования" .

3. Правила рынка определяют, в частности, порядок регистрации участников рынка, порядок и требования к обеспечению выполнения обязательств по договорам об урегулировании небалансов электроэнергии, правила балансировки, правила функционирования рынка вспомогательных услуг, порядок проведения расчетов на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг, порядок выставления счетов, порядок внесения изменений в правила рынка, положения о функционировании рынка при возникновении чрезвычайной ситуации в ОЭС Украины.

4. Правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынке определяют, в частности, порядок регистрации участников рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, порядок и требования к обеспечению выполнения обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии на этих рынках, порядок организации и проведения торгов, порядок определения цены на электрическую энергию, в том числе в случае неконкурентной поведения, порядок проведения расчетов на этих рынках, порядок определения стоимости услуг оператора рынка и порядок ее оплаты, п строка раскрытия информации и обнародования информации, порядок урегулирования споров между оператором рынка и участниками рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, порядок внесения изменений в правила рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынке.

5. Правила розничного рынка предполагают, в частности, общие условия поставки электрической энергии потребителям, систему договорных отношений между участниками розничного рынка, права и обязанности участников рынка, процедуру замены потребителем поставщика электрической энергии, условия и порядок прекращения и возобновления поставок электрической энергии потребителю, процедуру рассмотрения жалоб потребителей, особенности поставки электрической энергии поставщиком универсальной услуги, поставщиком "последней надежды".

6. Кодекс системы передачи и кодекс систем распределения определяют, в частности, порядок планирования развития системы передачи и систем распределения; условия и порядок доступа к системе передачи / распределения, условия и порядок присоединения к системе передачи / распределения, характеристики и порядок предоставления вспомогательных услуг оператору системы передачи, порядок оперативного планирования; порядок управления и эксплуатации системы в нормальных и аварийных режимах; стандарты операционной безопасности, критерии, применяемые оператором системы передачи для диспетчеризации генерирующих мощностей и использования межгосударственных связей, порядок диспетчеризации распределенной генерации и условия предоставления приоритетности объектам электроэнергетики, использующих альтернативные источники энергии.

Кодекс системы передачи должна соответствовать требованиям нормативно-правовых актов Энергетического Сообщества.

7. Кодекс коммерческого учета определяет, в частности, основные положения по организации коммерческого учета электрической энергии на рынке электроэнергии, права и обязанности участников рынка, поставщиков услуг коммерческого учета и администратора коммерческого учета по обеспечению коммерческого учета электрической энергии, получения точных и достоверных данных коммерческого учета и их агрегации (объединения), порядок проведения регистрации поставщиков услуг коммерческого учета, точек коммерческого учета и регистрации авто тизованих систем, используемых для коммерческого учета электрической энергии.

8. Требования о предоставлении, защиты, раскрытия и обнародования информации на рынке электрической энергии определяются этим Законом, правилами рынка, правилами рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, правилами розничного рынка, кодексом системы передачи, кодексом систем распределения, кодексом коммерческого учета и другими нормативно-правовыми актами, нормативными документами, регулирующими внедрения этого Закона.

9. Участникам рынка разрешается обработка персональных данных для осуществления функций и полномочий, предусмотренных настоящим Законом. Защита персональных данных осуществляется участниками рынка в соответствии с Законом Украины "О защите персональных данных".

10. Участники рынка имеют право подавать предложения по внесению изменений в правила рынка, правил рынка "на сутки вперед" и внутришньодобового рынка, столь системы передачи, кодекса систем распределения, кодекса коммерческого учета и других нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование рынка электрической энергии , в соответствующие государственные органы и операторов, осуществляющих разработку, утверждение и / или администрирования соответствующих актов.

Проекты указанных нормативно-правовых актов и проекты изменений к ним публикуются для проведения консультаций с участниками рынка не менее чем за один месяц до их принятия.

11. Субъекты властных полномочий, а также суды при применении норм этого Закона учитывают правоприменительную практику Энергетического Сообщества и Европейского Союза, в частности решения суда Европейского Союза (Европейского Суда, общего суда), практику Европейской Комиссии и Секретариата Энергетического Сообщества по применению положений актов законодательства Европейского Союза, указанных в этой статье.

12. Решение (мероприятия) субъектов властных полномочий, принятые во исполнение норм этого Закона, должны приниматься на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, с учетом права лица на участие в процессе принятия решения, отвечать цели, с которой полномочия предоставлены, быть обоснованными, соответствовать принципам беспристрастности, добросовестности, благоразумия, пропорциональности, прозрачности, недискриминации и своевременности.

Согласно принципу пропорциональности решения (мероприятия) субъектов властных полномочий должны быть необходимыми и минимально достаточными для достижения цели - удовлетворение общественного интереса.

Согласно принципу прозрачности решения (мероприятия) субъектов властных полномочий должны быть должным образом обоснованы и сообщены субъектам, которых они касаются, в положенный срок до вступления в силу или введения в действие.

Согласно принципу недискриминации решения, действия, бездействие субъектов властных полномочий не могут приводить:

к юридическому или фактическому объему прав и обязанностей лица, который является отличным от объема прав и обязанностей других лиц в подобных ситуациях, если только такое различие не является необходимой и минимально достаточной для удовлетворения общественного интереса;

к юридическому или фактическому объему прав и обязанностей лица, является таким, как и объем прав и обязанностей других лиц в неподобных ситуациях, если такое единообразие не является необходимой и минимально достаточной для удовлетворения общественного интереса.

Действие принципов пропорциональности, прозрачности и недискриминации распространяется также на участников рынка электрической энергии в случаях, предусмотренных настоящим Законом.


Статья 1 2 3 4 ...Заключительные и переходные положения

Перейти к статье