Укр  Рус

Ваш гид в законодательстве Украины


Печать

Ст. 5 ЗУ О высшем образовании от 01.07.2014 № 1556-VII


Действующий с изменениями и дополнениями. Проверено 08.07.2019


О высшем образовании
Статья 5. Уровни и степени высшего образования

1. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по соответствующим образовательным или научными программами на таких уровнях высшего образования:

начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;

первый (бакалаврский) уровень;

второй (магистерский) уровень;

третий (образовательно-научный / образовательно-творческий) уровень;

научный уровень.

Начальный уровень (короткий цикл) высшего образования соответствует шестому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом общекультурной и профессионально ориентированной подготовки, специальных умений и знаний, а также определенный опыт их практического применения с целью выполнения типовых задач, предусмотренных для первичных должностей в соответствующей отрасли профессиональной деятельности.

Первый (бакалаврский) уровень высшего образования соответствует седьмому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом теоретических знаний и практических умений и навыков, достаточных для успешного выполнения профессиональных обязанностей по выбранной специальности.

Второй (магистерский) уровень высшего образования соответствует восьмом уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает получение лицом углубленных теоретических и / или практических знаний, умений, навыков по избранной специальности (или специализации), общих основ методологии научной и / или профессиональной деятельности, других компетенций, достаточных для эффективного выполнения задач инновационного характера соответствующего уровня профессиональной деятельности.

Третий (образовательно-научный / образовательно-творческий) уровень высшего образования соответствует девятом уровню Национальной рамки квалификаций.

Образовательно-научный уровень высшего образования предусматривает получение лицом теоретических знаний, умений, навыков и других компетенций, достаточных для выработки новых идей, решение комплексных проблем в области профессиональной и / или опытно-инновационной деятельности, овладение методологией научной и педагогической деятельности, а также проведения собственного научного исследования, результаты которого должны научная новизна, теоретическое и практическое значение.

Образовательно-творческий уровень высшего образования предполагает овладение методологией художественной и художественно-педагогической деятельности, осуществление самостоятельного творческого художественного проекта, получение практических навыков выработки новых идей и решения теоретических и практических проблем в творческой художественной сфере.

Научный уровень высшего образования соответствует десятому уровню Национальной рамки квалификаций и предусматривает приобретение компетенций по разработке и внедрению методологии и методики исследовательской работы, создания новых системообразующих знаний и / или прогрессивных технологий, решение важной научной или прикладной проблемы, которая имеет общенациональное или мировое значение.

2. Получение высшего образования на каждом уровне высшего образования предусматривает успешное выполнение лицом соответствующей образовательной или научной программы, является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования:

1) младший бакалавр

2) бакалавр

3) магистр

4) доктор философии / доктор искусства;

5) доктор наук.

3. Младший бакалавр - это образовательно-профессиональная степень, добываемого на начальном уровне (коротком цикле) высшего образования и присуждается учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 120-150 кредитов ЕКТС. Объем образовательно-профессиональной программы для получения степени младшего бакалавра на основе степени младшего специалиста определяется учебным заведением.

Лицо имеет право получить степень младшего бакалавра при условии наличия у нее полного общего среднего образования.

4. Бакалавр - это образовательный степень, добываемого на первом уровне высшего образования и присуждается учреждением высшего образования в результате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов ЕКТС. Объем образовательно-профессиональной программы для получения степени бакалавра на основе степени младшего бакалавра или младшего специалиста определяется заведением высшего образования.

Лицо имеет право получить степень бакалавра при условии наличия у нее полного общего среднего образования.

5. Магистр - это образовательный степень, добываемого на втором уровне высшего образования и присуждается заведением высшего образования (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра приобретается по образовательно-профессиональной или по образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 90-120 кредитов ЕКТС, объем образовательно-научной программы - 120 кредитов ЕКТС. Образовательно-научная программа магистра обязательно включает исследовательскую (научную) компонента в объеме не менее 30 процентов.

Лицо имеет право получить степень магистра при условии наличия у него степени бакалавра.

Степень магистра медицинского, фармацевтического или ветеринарного направления приобретается на основе полного общего среднего образования и присуждается заведением высшего образования (научным учреждением) в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы, объем которой составляет 300-360 кредитов ЕКТС.

Научные учреждения Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий наук могут осуществлять подготовку магистров по собственной образовательно-научной программе согласно полученной лицензии на соответствующую образовательную деятельность. Научные учреждения могут также осуществлять подготовку магистров по образовательно-научной программе, согласованной с заведением высшего образования. В таком случае научная составляющая такой программы осуществляется в научном учреждении, а образовательная составляющая - в заведении высшего образования.

6. Доктор философии - это образовательный и одновременно первая научная степень, добываемого на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Степень доктора философии присуждается специализированным ученым советом учреждения высшего образования или научного учреждения в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации в специализированном ученом совете.

Лицо имеет право получить степень доктора философии во время обучения в аспирантуре (адъюнктуре). Лица, профессионально осуществляющих научную, научно-техническую и научно-педагогическую деятельность по основному месту работы, имеют право получить степень доктора философии вне аспирантуры, в частности во время пребывания в творческом отпуске, при условии успешного выполнения соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации в специализированном ученом совете.

Нормативный срок подготовки доктора философии в аспирантуре (адъюнктуре) составляет четыре года. Объем образовательной составляющей образовательно-научной программы подготовки доктора философии составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

Научные учреждения могут осуществлять подготовку докторов философии по собственной образовательно-научной программе согласно полученной лицензии на соответствующую образовательную деятельность или по образовательно-научной программе, отдельные элементы которой обеспечиваются другими научными учреждениями и / или вузами.

Доктор искусства - это образовательно-творческий степень, добываемого на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Лицо имеет право получить степень доктора искусства в творческой аспирантуре. Первым этапом получения степени доктора искусства может быть ассистентура-стажировки, которая является формой подготовки художественных исполнительских кадров высшей квалификации. Порядок получения образовательно-творческого степени доктора искусства и обучения в ассистентуре-стажировке утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти в сфере культуры по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Степень доктора искусства присуждается специализированным советом по присуждению степени доктора искусства учреждения высшего образования художественного направления по результатам успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательно-творческой программы и публичной защиты творческого художественного проекта в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Нормативный срок подготовки доктора искусства в творческой аспирантуре составляет три года. Объем образовательной составляющей образовательно-творческой программы подготовки доктора искусства составляет 30-60 кредитов ЕКТС.

7. Доктор наук - это второй научную степень, приобретаемая лицом на научном уровне высшего образования на основе степени доктора философии и предусматривает приобретение высоких компетенций в области разработки и внедрения методологии исследовательской работы, проведения оригинальных исследований, получения научных результатов, обеспечивающих решение важной теоретической или прикладной проблемы, имеющие общенациональное или мировое значение и опубликованы в научных изданиях.

Степень доктора наук присуждается специализированной ученым советом учреждения высшего образования или научного учреждения по результатам публичной защиты научных достижений в виде диссертации или опубликованной монографии или по совокупности статей, опубликованных в отечественных и международных рецензируемых профессиональных изданиях, перечень которых утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.


Статья 1 ...3 4 5 6 7 ...Заключительные положения

Перейти к статье

Рекомендованные страницы

О высшем образовании