Укр Рус
< О системе гарантирования вкладов физических лиц

Ст. 41-1 ЗУ О системе гарантирования вкладов физических лиц от 23.02.2012 № 4452-VI


О системе гарантирования вкладов физических лиц
Статья 41-1. Особенности вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства

О системе гарантирования вкладов физических лиц
Статья 41-1. Особенности вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства

1. Государство в лице Министерства финансов Украины или в лице банка, в котором государство является собственником доли более 75 процентов акций (кроме санационного банка) (далее - государственный банк) имеет право участвовать в выводе с рынка неплатежеспособного банка, отвечает критериям, определенным Кабинетом Министров Украины по согласованию с Национальным банком Украины, в соответствии с установленными пунктами 3-5 части второй статьи 39 настоящего Закона.

Вывода с рынка неплатежеспособного банка с участием государства осуществляется в течение двух календарных дней со дня, следующего за днем ​​начала процедуры вывода неплатежеспособного банка с рынка. Фонд в течение двух календарных дней при выводе неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 4 или 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, по представлению Министерства финансов Украины назначает членов правления и совета банка. Положения статьи 7 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" распространяются на банк, приобретенный государством в соответствии с настоящей статьей, если государство приобрело право собственности на 100 процентов акций такого банка, и начинают применяться через год после обретения государством права собственности на 100 процентов акций такого банка.

Государство приобретает право собственности на акции банка после завершения двух календарных дней со дня, следующего за днем ​​начала процедуры вывода неплатежеспособного банка с рынка, с оплатой акций на условиях отсрочки платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины, Национальный банк Украины и Фонд гарантирования вкладов физических лиц обязаны своевременно принять все необходимые меры и совершить все необходимые действия для обеспечения надлежащей коммуникации между собой, другими органами государственной власти и учреждениями (в том числе участниками депозитарной системы Украина), а также своевременно подготовить документы и принять решения, необходимые для обеспечения выполнения требований этой статьи.

В случае вывода неплатежеспособного банка с рынка с участием государства в соответствии с установленными пунктом 4 или 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, государство выступает инвестором.

Вывод неплатежеспособного банка с рынка с участием государства осуществляется за счет государственного бюджета и / или средств государственного банка.

2. Решение об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 3 части второй статьи 39 настоящего Закона, принимает Кабинет Министров Украины по предложению Национального банка Украины, в которой указываются объем активов и обязательств.

Для осуществления Фондом мероприятий по передаче активов и обязательств неплатежеспособного банка имущество или денежные суммы неплатежеспособного банка, на которое наложено обременение (в том числе публичные) и ограничения на распоряжение (в том числе аресты) до дня отнесения банка к категории неплатежеспособных, передается с письменным уведомлением лица, в интересах которого наложен арест, уполномоченным лицом Фонда. При этом переданное имущество или денежные суммы остаются обремененными.

3. Решение об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными пунктом 4 или 5 части второй статьи 39 настоящего Закона, принимает Кабинет Министров Украины по предложению Национального банка Украины, в которой указываются способ вывода банка с рынка с участием государства и расчеты минимальной потребности в капитале с учетом возможности обмена обремененных денежных обязательств банка перед связанными лицами, а также не обремененных денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами, не связанные с ба нком, кроме средств по текущим и депозитным счетам таких лиц на акции дополнительной эмиссии. Это предложение должно также содержать расчет возможной потребности в дополнительной капитализации банка с учетом консервативных сценариев экономического развития, определенных Национальным банком Украины.

4. В день принятия Кабинетом Министров Украины решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка копия решения передается в Фонд. О принятом решении Кабинет Министров Украины сообщает на своем официальном сайте не позднее следующего дня после дня введения временной администрации.

В день получения такого решения Фонд в порядке, установленном настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Фонда, должен утвердить план урегулирования для вывода неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с установленными решением Кабинета Министров Украины, без поиска других инвесторов.

Фонд в день получения решения Кабинета Министров Украины перед осуществлением капитализации банка при участии государства принимает решение о привлечении международно признанной аудиторской фирмы для проведения в трехмесячный срок оценки финансового состояния банка, определение капитала банка и потребности в его дополнительной капитализации с учетом консервативных сценариев экономического развития, определенных национальным банком Украины.

5. В день получения решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 39 настоящего Закона Фонд принимает меры для образования переходного банка в соответствии с частью семнадцатой статьи 42 настоящего Закона, регистрации выпуска акций, государственной регистрации юридического лица и выдачи банковской лицензии в сроки и порядке, определенных статьей 42 настоящего Закона.

В случае если последующие дни после принятия указанного решения являются исходными, Кабинет Министров Украины обеспечивает работу в течение двух следующих календарных дней всех юридических и физических лиц (в том числе работников), необходимых для образования переходного банка, регистрации выпуска акций, государственной регистрации юридического лица.

Оценка имущества (активов), передается переходному банка, и потребность банка в капитале определяются в соответствии с положениями и сроков, указанных в части четвертой настоящей статьи.

Имущество (активы) неплатежеспособного банка, передается в переходного банка, в случае, если его справедливая стоимость, определенная по результатам оценки аудиторской фирмой, меньше, чем его балансовая стоимость, может быть возвращено банком в неплатежеспособного банка в течение двух месяцев после завершения оценки. Фонд и банк могут заключить договор о компенсации разницы этой стоимости за счет передачи иного имущества (активов) такого неплатежеспособного банка, будет согласован банком, либо путем предоставления неплатежеспособным банком компенсации разницы в стоимости другими финансовыми инструментами или имуществом.

Фонд имеет право заключить договор с переходным банком для управления имуществом (активами), не передается переходному банка, который должен после обретения государством права собственности на акции банка предусматривать возможность Министерства финансов Украины изменять условия и перечень активов, передаваемых в управление.

6. В день получения решения Кабинета Министров Украины об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка в соответствии с пунктом 5 части второй статьи 39 настоящего Закона Фонд в сроки, установленные настоящей частью, принимает меры к дополнительному размещения акций новой эмиссии при следующих условиях:

1) уведомления акционеров о созыве общего собрания не осуществляется;

2) в срок не позднее двух рабочих дней после принятия общим собранием решения об увеличении уставного капитала неплатежеспособного банка осуществляется заключения уполномоченным лицом Фонда договоров от имени связанных лиц такого банка о приобретении акций дополнительной эмиссии неплатежеспособного банка;

3) уведомления акционеров о созыве общего собрания для принятия решений об утверждении результатов размещения акций не осуществляется;

4) дата подачи решение о размещении акций дополнительной эмиссии и изменений в устав неплатежеспособного банка к Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку считается датой регистрации выпуска акций;

5) дата представления изменений в устав неплатежеспособного банка на согласование Национальным банком Украины и на регистрацию государственному регистратору считается датой согласования изменений Национальным банком Украины и регистрации государственным регистратором;

6) дата фактического представления документов в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку для регистрации выпуска акций с учетом размещенных акций дополнительной эмиссии неплатежеспособного банка считается датой регистрации выпуска акций неплатежеспособного банка. Подтверждением фактического представления надлежащих документов считается наличие отметки Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о принятии документов (регистрационный номер)

7) дата подачи соответствующих документов в Национальный банк Украины, государственного регистратора, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку определяется отметкой соответствующего государственного органа о принятии документов (регистрационный номер).

К осуществлению вклада в уставный капитал Фонд:

обязан полностью сформировать резервы банка на покрытие убытков по активным банковским операциям, в том числе с учетом рисков невозврата кредитов связанными лицами, основываясь на выводах и информации, поступивших от Национального банка Украины;

вправе распорядиться необремененными денежным обязательствам банка перед связанными лицами, а также необремененными денежным обязательствам перед юридическими и физическими лицами, не связанные с банком, кроме средств по текущим и депозитным счетам таких лиц путем обмена указанных обязательства " обязательств на акции дополнительной эмиссии банка.

Если капитал банка по результатам формирования резервов и обмена обязательств на акции допэмиссии банка остается отрицательным или нулевым, Фонд продает акции неплатежеспособного банка Министерству финансов Украины в полном объеме за одну гривну. Средства от продажи неплатежеспособного банка направляются на пополнение средств Фонда.

Если капитал банка по результатам формирования резервов и обмена обязательств на акции допэмиссии банка является положительным, Фонд продает акции неплатежеспособного банка Министерству финансов Украины полностью или частично на условиях отсрочки платежа. В таком случае цена акций определяется в течение трех месяцев по результатам проведенной за счет банка по требованию Министерства финансов Украины оценки справедливой стоимости активов и обязательств банка с привлечением международно признанной аудиторской фирмы.

С момента приобретения права собственности на акции банка Министерство финансов Украины обязано предоставлять средства или облигации внутреннего государственного займа для обеспечения своевременного выполнения банком своих обязательств с их последующим обменом на акции банка после завершения всех расчетов за акции банка с предыдущими владельцами в случае, если капитал банка является позитивным.

После приобретения права собственности на акции банка государством банк в течение двух месяцев проводит анализ платежеспособности заемщиков с учетом:

прозрачности структуры собственности конечных бенефициарных собственников (контроллеров)

соответствия финансового состояния юридического лица - заемщика или имущественного положения физического лица - заемщика, их поступлений и доходов объемам полученных кредитов, а также других обязательств, в том числе, учитываются на забалансовых счетах;

прозрачности их финансовой и хозяйственной деятельности;

ликвидности и стоимости залога.

Критерии заемщиков, по которым проводится анализ их платежеспособности, утверждаются советом банка в течение двух дней со дня назначения.

Если в результате анализа платежеспособности заемщиков банка не удалось установить конечных бенефициарных собственников (контролеров) или источники поступлений и доходов для возврата кредитов являются непрозрачными или недостаточными, или заемщики не предоставили банку достаточной информации для проведения анализа приведенных данных, банк формирует резервы под такие кредиты в размере до 100 процентов и имеет право требовать досрочного возврата указанных кредитов. Аудиторская фирма при проведении окончательной оценки стоимости акций банка обязана учесть необходимость формирования резервов под указанные кредиты.

В случае выявления обязательств банка перед другими лицами, не учитывались по балансовым и / или внебалансовым счетам банка на момент приобретения права собственности на акции банка государством, сделки, по которым возникают такие обязательства, считаются ничтожными, а обязательство не подлежат исполнению банком.

7. Государство может принять участие в выведении неплатежеспособного банка с рынка или путем уплаты денежных взносов в уставный капитал банка или путем обмена облигаций внутреннего государственного займа, размещенных на рыночных условиях, на акции неплатежеспособного, переходного или государственного банка, участвует в выведении с рынка неплатежеспособного банка.

После приобретения государством акций банка банк с привлечением независимых, в том числе международных, экспертов или аудиторов разрабатывает план реструктуризации банка с учетом лучшего мирового опыта для обеспечения его дальнейшей прибыльной деятельности.

8. Министерство финансов Украины и государственные банки считаются принадлежащими инвесторами и инвесторами, выполняют требования Фонда со дня принятия Кабинетом Министров Украины решения об участии государства в выведении неплатежеспособного банка с рынка.

Продажа акций неплатежеспособного или переходного банка Министерству финансов Украины или государственном банке не требует получения инвестором согласования Национального банка Украины приобретения существенного участия в банке, а также разрешения Антимонопольного комитета Украины на осуществление согласованных действий и / или концентрацию.